Ребенок плохо спит по ночам – что делать? Рекомендации психолога

Плачущий ребенок.

«Все те дни, в ночь на которые я не выспался, прошу вычеркнуть из моей жизни. Ибо тогда я был не я…».
Артур Шопенгауэр, замечательный философ

Проблемы ночного сна у детей стали настолько распространенными, что многие родители считают это своего рода «нормой». Например, многие ошибочно думают, что если в семье пополнение – появился малыш – значит, бессонница обеспечена на год или даже больше. И даже приводят целую кучу рациональных причин. Мол, сначала у ребеночка колики, потом режутся зубки, затем ему, бедненькому, страшно спать одному, а после еще и еще что-то…

В конечном итоге, в такой семье, живущей на пике эмоционального или физического напряжения вследствие недосыпания, обнаруживается некое «слабое звено», оно-то обычно и обращается за психологической помощью. Вот типичная картина:
К. обратилась ко мне за психологической помощью в состоянии эмоционального истощения и начинающейся депрессии. По словам К., ее дочь с первых дней жизни успокаивалась и засыпала только с грудью во рту. Поэтому малышку пришлось укладывать рядом: между собой и мужем. Измученный от недосыпания и раздраженный от недостатка секса муж, в день, когда ребенку исполнилось 8 месяцев, заявил, что он уйдет жить в отдельную квартиру, если ничего не изменится. И, ради сохранения семьи, К. решилась на «отселение» ребенка в отдельную комнату. Однако стало только хуже. Теперь ей приходится всю ночь курсировать между спальней и детской, так как ребенок просыпается за ночь 5-7 раз «подсосать»…

Обычно, если это упомянутое «слабое звено» – женщина, то здесь следствием могут быть панические атаки, депрессия, а также обострения психосоматических расстройств. У мужской половины это обычно проявляется по-другому. Либо мужчина начинает своими поступками разрушать семью (заводит любовниц, становится мелочным, раздражительным и злым), либо уходит с головой в работу или компьютерные игры.

Возвращаясь к описанному случаю с К., отмечу, что проблема с ночным сном у ребенка была решена за 3 дня. Ребенок с удовольствием стал спать спокойно в своей кроватке всю ночь, а у К. и ее мужа появилось время друг для друга. Это можете сделать и вы, достаточно лишь понимать психологию развития ребенка в первые месяцы жизни и правильно эти знания использовать. Об этом и речь далее.

Закономерности детского развития в первые месяцы жизни (по М.Малер)[3]

Нормальное психическое развитие ребенка обеспечивают две силы – любовь и фрустрация. На основе тысяч наблюдений, психологи выделили закономерные фазы, которые проходит ребенок в ходе своего развития. На каждой из фаз ему нужны разные «дозировки» любви и фрустрация.

«Любовь» и «фрустрация» совсем не исключают, а дополняют друг друга, как «инь» и «янь». И чем гармоничнее это сочетание, тем здоровее растет ребенок. И тем крепче спит он и его родители по ночам.

1-й месяц жизни (аутистическая фаза). Опуская все зубодробительные тонкости психологической теории, скажу лишь, что на этой фазе развития ребенка жизненно важны любовь матери и все ее производные: забота, нежность, чуткость и пр. Можно сказать, ребенок находится в полной дезориентации и не способен различать внутренние и внешние стимулы. Поэтому мать должна активно приспосабливаться к потребностям ребенка и угадывать то, чего он хочет.

Отец же должен всячески способствовать этому. Его задача – обустроить полную безопасность и комфорт, в том числе психологический, для «сладкой парочки» – матери и ребенка. Поэтому здесь не место фрустрации и приучению ребенка к дисциплине и режиму.

Крик ребенка и проблемы со сном свидетельствуют лишь о том, что какая-то важная потребность ребенка не удовлетворяется. И матери надо по возможности быстрее найти и исправить это.

Именно здесь строится фундамент для дальнейшего психологического развития ребенка. И по мере того, как мать успешно справляется с возложенными на нее природой обязанностями, у ребенка постепенно создается и укрепляется общее ощущение того, что «Все хорошо».

2-й – 5-й месяцы жизни (симбиотическая фаза). Исследования показывают: где-то на втором-третьем месяце у ребенка начинает формироваться смутное осознание того, что его потребности удовлетворяются внешним объектом. Этот объект, как нетрудно догадаться – мать. И мир младенца сосредотачивается на ней одной.

По мере этого ребенок начинает, если можно так выразиться, «понимать», что на мать можно воздействовать, добиваясь желаемой реакции и удовлетворения. И если у ребенка это хорошо получается, то у него формируется важное глобальное ощущение: «Я могу!».

Очевидно, есть опасность получения ребенком травм, если мать ведет себя непредсказуемо или вообще не откликается на его требования. Позднее эти травмы проявятся в неспособности человека самостоятельно справляться с тревогой и сильными аффектами.

Так же плохо, если мать чрезмерно заботится, продолжая идеально угадывать желания ребенка! Как раз для нормального прохождения этой фазы ребенком, мать должна начинать потихо-о-о-нечку «ошибаться» (фрустрировать). Есть «ошибки» – значит, есть разрывы в эмпатической связи с матерью. А если они относительно кратковременны и не слишком травматичны, и пара мать-ребенок может их успешно «залатать», значит, у младенца появляется возможность почувствовать свое «могущество»! И этот первый опыт регуляции себя и другого в отношениях исключительно ценен для ребенка.

Но это в теории. А на практике большинству матерей довольно трудно «ошибаться» без посторонней помощи. И вот тут важен как раз мужчина. Есть такое расхожее представление о распределении семейных ролей: «мать – любит, а отец – воспитывает». В некоторой степени оно верно отражает суть. И хорошо, если в этот период мужчина начнет немного больше участвовать в жизни ребенка и матери. Причем со своим видением, своими взглядами на воспитание ребенка.

Купание и закалка, гимнастика с массажем и другие полезные для здоровья процедуры, сопровождающиеся фрустрацией и недовольством младенца, – отличное поле для деятельности. Не удивительно, что именно отцы часто справляются с этими задачами лучше матерей.

5-й – 9-й месяцы жизни (фаза сепарации). Обычно к пятому-шестому месяцу ребенок ПОЛНОСТЬЮ СПОСОБЕН (и обычно инстинктивно начинает сам) нарушать единство с матерью, проявляя интерес к миру, лежащему за пределами общения с матерью. Он часто сползает с ее коленей и играет у ее ног, стараясь держаться как можно ближе. Так ребенок экспериментирует с физической сепарацией от матери.

Важно понимать, что когда мать оставляет ребёнка одного на короткий срок – это отнюдь не трагедия. (Хотя, конечно, младенец и будет испытывать тревогу и даже плакать). Потому что именно такая фрустрация пробуждает умственную активность и чувствительность. Ребенок учится справляться без матери, погружаясь в фантазии и мечты о ней, припоминая её и переживая иллюзорно вновь. Результат – образ матери «интернализируется», т.е. начинает «жить» внутри ребенка. Парадоксально, но именно благодаря этому ребенок в целом становится СПОКОЙНЕЕ – его базовый уровень тревоги значительно снижается, так как теперь «частичка матери», как ценный талисман, всегда с ним.

И это колоссально важный опыт! Ведь теперь ребенок может еще смелее исследовать окружающий мир, сталкиваться с его реальностью и активнее развиваться психологически.

Напротив, когда сильное приспособление к потребностям ребёнка неоправданно затягивается, младенец обнаруживает себя в волшебном мире, где внешние объекты (например, папа и мама) ведут себя идеально и никогда не разочаровывают его. Он развивается в галлюцинаторном, а не в реальном мире, а это впоследствии приведет к жестокому столкновению с реальностью и психологическим травмам.

И мой ответ на вопрос – когда лучше начинать учить ребенка спать спокойно и крепко всю ночь? – таков: как раз в это время – с 6 месяцев жизни. Подписываюсь под ним как психолог (и как отец семейства). Раньше – нежелательно. Позже – возможно. Но оптимально – именно с 6 месяцев!

Самое интересное то, что 98% детей к этому времени уже готовы к нормальному ночному сну (10-11 часов) не только психологически, но и физиологически. Организм 6-месячного малыша в состоянии регулировать уровень сахара в крови. И если ребенок хорошо ест 4-5 раз в день, он абсолютно не нуждается в ночном питании, а его родители совершенно не должны просыпаться по 5-10 раз за ночь![2]

Как ПРАВИЛЬНО учить ребенка спать самостоятельно ночью?

Итак, надеюсь, вы не только заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок хорошо спал ночью, но и внимательно прочитали предыдущий текст. И наверняка вы уже догадались: чтобы легко приучить ребенка к правильному сну, а также избежать психологических травм и лишних мучений, необходим хороший баланс между любовью и фрустрацией.

Если вы приучаете ребенка нормально засыпать, либо пытаетесь исправить привычку неправильного сна ночью, без фрустрации не обойтись. Но она должна быть умеренной и нарастать очень постепенно.

С этой точки зрения, рекомендации Спока – оставить ребенка плакать и не подходить к нему (мол, устанет и заснет сам) – не очень хороши. Конечно, для некоторых детей такой уровень фрустрации окажется переносимым и, быть может, ребенок таки научится успокаивать сам себя и засыпать самостоятельно. Но зачем рисковать и почем зря невротизировать малыша? Кроме того, не всякая мать выдержит подобные эксперименты над своим чадом, а это чревато прекращением лактации.

Поэтому совет Спока половинчатый. Да, без фрустрации, без того, чтобы оставить ребенка засыпать самостоятельно, не обойтись. Но нужно позаботиться еще и о том, чтобы максимально снизить уровень тревоги ребенка. Кроме того, крайне важно следить за тем, чтобы ребенок ощущал любовь и поддержку и не чувствовал себя брошенным. Только на таких условиях следует учить ребенка не бояться и спать ночью спокойно.

Но как это сделать? Как снизить фрустрацию в деле приучения ребенка к правильному ночному режиму? На самом деле, выбор средств для этого не так уж и велик. Вот основные:

  • родители должны сами чувствовать (или хотя бы демонстрировать внешне) уверенность в своих действиях. Это очень успокаивает ребенка;
  • необходимо, чтобы родители были внутренне и внешне солидарны друг с другом в своем желании приучить ребенка хорошо спать;
  • необходимо соблюдать четкую и привычную последовательность действий при укладывании малыша спать. Ритуалы дают умиротворение даже взрослым – вспомните ваши ощущения в храме;
  • ребенок должен ложиться спать в привычном месте и с привычными предметами (мишка, соска и т.д.);
  • если ребенок плачет, родители должны с определенной периодичностью появляться рядом, давая ему уверенность и ощущение присутствия и заботы.

Это очень общие рекомендации. Если же хотите подробную инструкцию (включая таблицу времени, через которое следует подходить к плачущему ребенку) – прочтите замечательную книжку «Спите спокойно» Эдварда Эстивиля, известного врача, профессора барселонского центра исследований и лечения нарушений сна. Кстати, вы можете скачать дайджест этой книги в Интернетах.

Вместо заключения

Я, как психолог и психотерапевт, пропагандирую идею о том, что самостоятельный, крепкий и спокойный сон у ребенка (а значит и у его родителей) – это НОРМА. И мне нравится техника Эстивиля, которая позволяет достичь этого с минимальными усилиями и без психологических травм для ребенка.

Но одно дело незнание детской психологии и техник обучения ребенка здоровому сну, совсем же другое – когда родители сознательно отвергают техники обучения ребенка здоровому сну. Они зачастую приводят в подтверждение целую кучу «страшилок», дескать, ребенок может вырасти психологически травмированным. Так появляются мрачные химеры. Вроде тех, что проповедуют ночной сон ребенка под боком у матери.

Что же, еще дедушка Фрейд говорил: «Невроз заразителен». И горе, если какая-то заполошная мамаша имеет литературный талант и дар убеждения. Тогда неврозу предстоит долгая жизнь, а бедным родителям, которые на него «подсели», – стойкая и надежная бессонница, а также прочие ненужные страдания.

А я вот задаю сам себе вопрос: влияют ли на развитие психики ребенка отношения в семье, где два взрослых родителя страдают от недостатка сна и усталости? Несомненно, влияют. Причем самым нехорошим образом. И естественно ли это, когда маленький ребенок «поселяется» в супружеской кровати, между папой и мамой – двумя половозрелыми особями? Мой ответ – это противоестественно. А как думаете вы?