Профессиональная биография

Задумываюсь, какой момент следует «обозвать» отправной точкой моей профессиональной биографии? Сложнейший вопрос, на самом деле. В голову приходят события почти 30-летней давности. Тогда я сомневался: то ли мне стать водителем автобуса, то ли «Владимиром Высоцким».

Впрочем, в это же время (а мне было 4-5 лет), я уже «набивал руку» как профессиональный лектор. К несказанному удовольствию и радости окружающих – взрослых воспитателей и подростков-воспитанников – с трибуны школы-интерната, в котором работала моя мама, я решил было читать лекцию. Начал абсолютно серьезно, невозмутимо и с полным знанием дела. К сожалению, мое выступление было сорвано, как только я объявил тему: «О венГерических заболеваниях». Аудитория не могла прийти в себя от спазмов безудержного смеха минимум четверть часа.

Следующая заметная веха в моем профессиональном становлении случилась где-то 12 годами позже. Я как раз поступил на горный факультет Украинской инженерно-педагогической академии (с 1998 по 2003). По месту жительства – в славном городе Стаханове. Почему туда? Во-первых, папа с мамой убедили меня, что жизнь в общаге в другом городе многозатратна и опасна, во-вторых, я должен был пойти по стопам отца – в науку, стать инженеГром и кандидатом «тех» наук.

Тем не менее, учился я хорошо – тогда еще я не умел учиться спустя рукава (сказывался «синдром отличника»). Голова изучала высшую математику, руки решали дифференциальные уравнения, но сердце тянулось к Шопенгауэру и Фрейду. Сильно увлекся НЛП и так называемым «пикапом». Можно сказать, с этого и началось увлечение психологией.

Но вопросов было больше, чем ответов. Вот, к примеру, взять хотя бы НЛП. Оно «работает». Но почему не наступает долгожданного удовлетворения от достигнутого? Откуда берутся страх, тревога и тоска? Как проконтролировать предательский глаз, когда он начинает дергаться? В поисках ответов на эти и другие вопросы поступил на второе высшее образование в Донецкий институт последипломного образования (с 2003 по 2005) на психолога.

В институте я вроде бы и получал долгожданные ответы. Вот только, если быть честным с самим собой, нужно признать: эти ответы нисколько не изменили мою жизнь. Коварный глаз все так же продолжал дергаться, будто высмеивая все мои попытки зажить более свободно и счастливо.

Не подумайте, что я обесцениваю психологическое образование. Ведь именно благодаря нему мое психологическое знание выкристаллизовалось в стройную структуру. А еще я стал соискателем ученой степени кандидата психологических наук в Институт психологии при Южноукраинском государственном педагогическом ун-те им. К.Д. Ушинского(с 2006).

«Корочка» психолога (вкупе с самонадеянностью) также подвигла меня заняться психологическим консультированием. Я и занялся, раздавая налево и направо ответы, только теперь уже на чужие вопросы. Что правда, то правда: в чужом глазу видно даже соринку. Иронизирую, потому что теперь понимаю архиважную вещь. Для того, чтобы психологическое консультирование и психотерапия реально помогали человеку, а не калечили его, высшего психологического образования и книг крайне недостаточно. Необходимо сначала разобраться со своими собственными «тараканами». А этого можно достичь, как утверждал дедушка Фрейд, лишь самому проходя регулярную психотерапию.

Но тогда я это осознавал еще довольно смутно и, чтобы нанести максимум добра людям и пользы причинить, поступил на долгосрочную программу подготовки гештальт-терапевтов в т.н. «Московский гештальт-институт» (с 2006 по 2010). В рамках этого же ин-та я также закончил специализацию «Сексология и сексопатология в гештальттерапии» (с 2008 по 2009).

Обучаясь в МГИ, я выяснил, что психологическая помощь – это своего рода «ювелирное искусство». И чтобы его освоить, требуются ангельское терпение, титанический труд и дерзкая смелость в исследовании, прежде всего, самого себя и своих отношений. Нынче с ужасом вспоминаю те смутные времена без выходных. Приходилось в течение полутора лет еженедельно ездить из Стаханова в Донецк на терапию. Страшно произносить, но на проезд в одну сторону у меня уходило почти 6 изнурительных часов! Правда, сейчас есть, чем похвастаться: 2,5 года еженедельной индивидуальной терапии, и 1,5 года еженедельной групповой.

Параллельно этому безобразию преподавал разные «психологии» в УИПА (с 2003 по 2008). Я с большим теплом вспоминаю эти годы: общение и совместные экспериментальные проекты со студентами, нестандартные пары. В моей учебной аудитории не было разрисованных «наскальной живописью» парт. Подопечным было не до того: изучение психологии, тренинги, проведение психологических экспериментов и участие в них, работа в созданной мною психофизиологической лаборатории, да и просто веселое времяпрепровождение. Со многими бывшими студентами я до сих пор поддерживаю связь на страницах контакта.

Год 2008 ознаменовался переездом в Донецк. Где я стал работать старшим преподавателем на кафедре психологии в «родном» ДИПО, который теперь стал называться Университетом менеджмента образования (с 2008 по февраль 2010). Читал психодиагностику, патопсихологию, матстатистику для психологов и психотренинг. Да, несмотря на уважение и протесты студентов и коллег, мне пришлось уйти. Конечно, хотелось бы написать здесь, что из-за стремления к саморазвитию и прочая. Но в реальности все прозаичнее: не люблю, когда мною пытаются грубо манипулировать. Мое личное достоинство не позволяет этого терпеть ни от директора учебного заведения, ни от кого-то еще.

И, после нескольких интересных, но все же «не моих» проектов (например, работа в русле дельфинотерапии для взрослых в Донецком дельфинарии), я полностью посвятил себя частной психологической практике, которая начала разрастаться еще во время преподавания в УМО…

Чего только не происходило со мной за последние годы! Если я стану перечислять события, которые влияли на мое профессиональное становление, то не просто хватит места на этом сайте! Остановлюсь на самом важном. Пожалуй, это создание Центра психологической коррекции неврозов «ВСД-Хелп» в Донецке. К сожалению, война на Донбассе заставила нас закрыть наш красивый офис, где мы с коллегами посвящали себя борьбе с человеческими страданиями.

Впрочем, нет худа без добра. Как видите, моя практика выжила и теперь существует в Одессе, а также виртуально — онлайн. Причем довольно успешно.

Вообще же, мне нравится жизнь «свободного художника». Я не только много учусь (см. мои дипломы и сертификаты), но и получаю здесь ответы на давние вопросы. Равно как и помогаю идти по своему пути обратившимся ко мне людям. На этом поприще с удовольствием тружусь и по сей день!