Джеффри Зейг постоянно нам напоминал о том, что уважающий себя психотерапевт обязан иметь стратегию. Стратегию психотерапии. Т.е. как специалист вы должны знать на несколько сессий вперед, что и зачем вы будете делать. А если знаешь «зачем», то придумать «как» не составит особого труда.
Иногда случается так, что это самое «как» находится на грани добра и зла. Но оправдывает ли цель средства?
Иван, 28 лет, айтишник, одинок, хорошо зарабатывает (и мало тратит, т. к. живет с родителями). Жалоба: ежедневные панические атаки, без агорафобии (пока что). Все медицинские обследования в норме. Сессии по скайпу раз в неделю.
И вот она – первая встреча. Привычные симптомы. Стратегия работы понятна. Но есть нюанс: Иван говорит полушепотом… И еще межкомнатная дверь со стеклянной вставкой у него за спиной… Вот что-то с ней не так… Секундочку! Да это же человеческий силуэт проступает! И ухо! Мама бдит! Дай ей бог здоровья!
Часто панические атаки у клиентов возникают как реакция на противоестественное житие-бытие. Взрослому мужчине лучше все же жить отдельно от родителей (разве только мы не хотим работать с ним долгие годы). И это важная стратегическая задача!
Иван питает большие надежды на психотерапию, главным образом потому, что после сеанса чувствует облегчение, почему-то ровно на 3 дня. И он о-о-очень просит, чтобы мы встречались 2 раза в неделю.
Похоже на зависимость от психотерапии? Прекрасно! Используем это в своих «корыстных» целях: «Иван, знаете, я начал сомневаться в успехах нашей психотерапии. Из-за вашего необычного положения в семье. Мы уже это обсуждали. Постоянно думаю об этом. Мое предложение такое: вы находите себе отдельное жилье, и я нахожу для вас дополнительный час. Хотя это и крайне сложно с моим графиком. Если не найдете за 3 недели, наши сессии придется свернуть. Совесть не позволяет мне брать деньги за то, в благополучный исход чего я не верю».
Иван находит жилье. Еще месяц стандартной работы – панические атаки в прошлом. Иван пишет отзыв… Угадайте: позитивный или негативный?
Манипуляция? Признаю. Небольшой шантаж? Присутствует… Но есть ли у меня чувство вины по этому поводу? Гм… А должно быть?