Исторически сложилось, что оплата психотерапии осуществляется почасово. Т. е. клиент платит психотерапевту не за конечный результат, а за уделённое специалистом решению проблемы время.
Для меня как психолога такое положение дел выглядит естественно. Ведь результат зависит не только от квалификации терапевта, его стараний, но во многом и от мотивации, а также приложенных усилий со стороны обратившегося человека.
Тем не менее, есть целая армия ехидно-недоверчивых товарищей, обычно выходцев из бизнеса, любящих выводить психологов, как им кажется, «на чистую воду».
С их точки зрения, психотерапевты – шарлатаны. Потому что деньги якобы надобно брать ПОСЛЕ успешной «починки» психики.
Возьмите любое ателье по ремонту быттехники, — говорят они. Порядочный мастер, которому не удалось починить стиральную машину, разумеется, не будет и заикаться об оплате затраченного на безрезультатный ремонт времени.
В молодости я пробовал «раскрыть глаза» таким людям, показать различия между ремонтом техники и психотерапией живого человека. Рассказывал, что стиралка – она и в Африке стиралка. Простая и незамысловатая. С ней никаких проблем, чего не скажешь о Homo Sapiens. То неправильно понимают инструкции, то ленятся, а то и вообще – осознанно сопротивляются даже минимальным изменениям. Пытался также доносить мысль, что почасовая оплата ещё выполняет роль мотивирующего фактора для клиента: жалко же сворачивать работу на полпути, если вбухал туда энную сумму!
На все доводы я получал неизменный ответ: «Вот видите! Вы сами не уверены в результате! Предлагаете людям продукт, за который не готовы поручиться, в который не верите. Смахивает на лохотрон!»
Но нынче я поумнел. И теперь людям, душа которых отвергает устоявшиеся стандарты вознаграждения труда психотерапевтов, сообщаю следующее.
«Мои дорогие и хорошие! Я согласен изменить условия оплаты. Никаких почасовых платежей! Теперь только за результат!
Вы не хотите платить за кота в мешке, и я вас понимаю. Но я хочу иметь ренту с ресурса, вложенного в вас… Свою, так сказать, долю в успешном проекте.
Согласитесь, результат от успешно пройденной психотерапии вы будете получать всю жизнь. Объективный показатель – уровень финансовых поступлений. Вы станете зарабатывать больше.
Так вот, давайте договоримся вот о чём. Мы будем фиксировать ПОЗИТИВНУЮ разницу в ваших доходах с момента начала психотерапии. И, скажем, 20% от неё вы будете выплачивать мне. Пока смерть не разлучит нас.
Например, сейчас вы зарабатываете 1000 евро в месяц. А стали целых 2 тыс! Значит, ваш ежемесячный платёж составит 200 евро. По-моему, справедливо, не?
Вместе с юристами мы составим договор… Соглашайтесь, это, как любит выражаться Трамп, ФАНТАСТИЧЕСКИ выгодная сделка!»
К сожалению, ни один из тех, кому я имел честь предложить новые уникальные условия психотерапии, на них не пошёл. Пожадничали, наверное. Вот мне точно было бы жалко упомянутых 20% грядущей прибыли!
А вам, дорогие друзья и коллеги, как такое предложеньице? Нравится? Думай-ТЕ!