Пример бессознательного сопротивления при наведении гипнотического транса

Наведения гипнотического транса.

У одного блогера я нашел остроумную метафору о роли сознания и «бессознательного разума» в регуляции человеческого поведения.

Вот представьте себе некое Тридевятое царство. Им правит царь, обладающий неограниченной властью и полной лояльностью своих подчиненных. Важная деталь, прошу учесть: государь малолетний. Ему от силы лет так 9-10 отроду.

К малолетнему правителю приставлен хитрый регент. Сам регент, разумеется, абсолютно никакой властью не обладает, однако он может как-то влиять на подопечного, добиваясь реализации своих планов. Влиять разными способами, иногда пуская в ход даже определенную манипуляцию.

Я думаю, вы догадались, кто есть кто в данной метафоре. «Тридевятое царство» – это человек в целом, организм во всём его великолепии. «Царь» – бессознательное, «регент» – сознание. Ну а гипноз – это попытка установить контакт с «царём» напрямую, с минимальным участием регента.

Горе тому, на кого во время аудиенции «царь» осерчает. Никакого гипноза, транса и т. д. не получится точно. Неучтивому послу будет предложено убраться вон с очей государевых – мгновенно и навсегда. И это если правитель не соизволит устроить пытки обидчику!

Кстати, о пытках… Расскажу, пожалуй, об одном таком случае. Забавном.

Речь пойдет о моей коллеге-гипнологше по имени Елена. Мы с ней встретились на одной из учебных программ по гипнозу. Елена очень приветливый, улыбчивый человек. Говорит мягким голосочком, всегда готова оказать мелкую услугу. Но всё это внешне. По существу же она – жутко агрессивна. Классическая «пассивная агрессия» – когда тебя пытаются намотать на колесо под видом заботы, услужливости и т.д.

В чём проявлялась агрессия Елены по отношению ко мне? Поясню на примере. Вот садимся мы отрабатывать тот или иной гипнотический навык. Это делается всегда одинаково. Кто-то гипнотизирует, а кто-то выполняет роль «подопытного кролика». Затем «подопытный» дает обратную связь в помощь «гипнотизеру». Так вот, Елена всегда давала ТАКУЮ обратную связь, причем с улыбкой и видимостью заботы, после которой хотелось сначала отмыться, а потом бежать из психотерапии в монастырь, чтобы наложить на себя епитимью, после чего застрелиться.

Естественно, я решил держаться подальше от Елены, объединяясь в пары с другими коллегами. Чему был доволен, как слон. Признаюсь, что слегка посмеивался, замечая растерянные красные или бледные лица невинных жертв, которые по неосторожности оказались в паре с Еленой.

Но моё счастье было недолгим. Однажды ведущий дал нам команду разбиться по двойкам. Мы сделали это. Угадайте, кто остался без пары? Правильно, Елена!

Тренер, видя, что один человек остается без пары (что с позиции ведущего, конечно непорядок), принимает решение разбить одну пару. И одного из освободившихся участников приставить к Елене.

Ну, это был я.

Я поднапрягся. Уж мне ли не знать, что мой «царь» совершенно не желает быть гипнотизируемым для Елены. Он даже отказался бы на одном поле с нею делать сами знаете что.

Но я всё равно стал его уговаривать: «Да не обижайся ж ты. Ну подумаешь, один раз – не водолаз… Все мы учимся, все совершаем ошибки… Я тебя отлично понимаю в твоём возмущении. Но не подымать же тут скандал? Да ты подумай, в каком свете ты сам себя выставишь перед коллегами! Каким-то неустойчивым неврастеником? Дай Елене возможность поучиться, чего тебе стоит! Глядишь, научится чему-то и будет лучше со своими клиентами обращаться!»

И о, чудо! Я чувствую, что мой бессознательный разум как бы даёт добро!!! Вот и славненько! Садимся мы, значит, с Еленой друг напротив дружки. Елена начинает наводить транс. Я с удовлетворением замечаю, что «царь» меня не обманул! Чувствую, что у Елены всё получается, а я – хороший гипнотический субъект. Ура, можно расслабиться полностью!

И тут Елена произносит стандартную трансовую формулу: «И ты можешь просто отмечать любые образы, даже необычные, которые появляются в твоей фантазии».

Я с удивлением обнаруживаю, что образы у меня-таки появляются. И они действительно необычные. Потому что это, простите, негры. Ну или если вам угодно – афроамериканцы. Много негров. Они обнаженные и все нетрадиционной ориентации. (Черт побери – откуда этот бред?!)

Елена продолжает трансовую работу: «И они, эти образы, ЦВЕТНЫЕ».

Регент начинает всерьез переживать: «Блин! Черт побери! Бессознательный разум!!! Ты что делаешь?! Астанавись!»

Елена: «И они выстраиваются в ряд, один позади другого»

«Регент» и «царь», сообща, начинают дружно хихикать. Разумеется, смеюсь и я. Всё это, заметьте, с закрытыми глазами.

Елена мужественно продолжает свою речь. Я не буду здесь повторять, что она сказала. Скажу лишь, что после этой фразы я, опять же не выходя из транса, рассмеялся на всю ивановскую.  Елена выронила свой блокнот из рук. Он шлепнулся на пол, как дохлая рыбина. Я открыл глаза и увидел растерянную Елену. Ее лицо пошло пятнами.

Но это еще не всё. Предстояла обратная связь. «Регенту» пришлось рассказать в подробностях все, что произошло. Пятна из красных превратились в синеватые с белым ободком…

С Еленой мы больше никогда не пересекались. Я даже хотел как-то исправиться, искупить свою вину отменным поведением… Но всякий раз она почему-то была уже с кем-то в паре. Так что, увы, не довелось. А жаль. Такой интересный опыт…

К чему я это всё написал? Считайте пост продолжением статьи «Опасен ли гипноз». В статье я приводил мнение многих клиницистов (Япко, Ламбру и т.д.), утверждавших, что загипнотизировать человека, который возражает против транса, не получится.

Выходит, что получится! Впрочем, продолжаю придерживаться мнения, что некоторые исключения лишь подтверждают правило.