Пример психотерапии агорафобии

Паническая атака.

Тут мне написали, мол, Алексей, давайте побольше случаев из практики. Интересных и разных!

Это вам, дорогие читатели, наверно, было интересно, потому что в качестве примеров приводились экстравагантные случаи. То кто-то пилит арматуру, то гипнотические трансы с похоронами…

Но вы ж понимаете, что такое происходит не каждый день? Так вот. Чтобы у вас не складывалось искажённого представления о работе психотерапевта, я, пожалуй, буду знакомить вас с самой натуральной рутиной.
Вот один из вчерашних сеансов.

Описание случая

Сергей, 30 лет, фрилансер. Основная жалоба – становится плохо в магазинах, метро, автобусах… Словом, в любом людном месте. Практически не выходил из дому 3 года, даже с сопровождением. Паническое расстройство с агорафобией, – сказали бы психиатры.

На текущий момент (а было уже не менее 15 сессий) клиент посещает людные места, ездит на машине по городу… Однако проблема решена не до конца. Одна из точек преткновения – касса супермаркета. Только подходит Сергей к кассе, как перед глазами начинает всё расплываться, плюс каша в голове, будто бы целый день решал математические уравнения. Дискомфортно.

Технология психотерапии

Что делать психотерапевту? Начинать ПСИХОАНАЛИЗ! Только не такой, что придумал Фрейд. Никаких «эдиповых комплексов» и «нарциссических радикалов». Боже упаси!

Просто воссоздаём картину проявлений симптома. Задаём кучу вопросов. Нужно отчётливо представить каждый шаг Сергея.

Вот он заходит в магазин. Страха нет, зрительных эффектов – тоже. Идёт по рядам. Фокусируется на товарах. Выполняет 2 важные задачи: решает, что ж конкретно необходимо купить, ищет нужные товары. Это нелегко: много людей, отвлекают…

Вот товары уже в корзинке. Поход к кассе… Оба-на! Есть контакт! Зрение не фокусируется, голова не соображает…
Всё, мы в тупике!!! Шеф, всё пропало!

Шутка! Ни в каком мы не в тупике! Мы уже узнали предостаточно! Включаем логику! Согласитесь, есть некий фактор «X», который воздействует на Сергея именно в ходе его путешествий по магазину! Причём это фактор НЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ (т. к. выраженная тревога отсутствовала).

Как определить фактор? Эксперимент!⚡️

Имитируем супермаркет. Просим Сергея в течение 7 минут ходить по помещению. Фокусировать взгляд на предметах в точности так, будто это товары из супермаркета. Лихорадочно соображать, что нужно «купить»…
К своему удивлению, Сергей сталкивается с идентичными ощущениями!
ВЫВОД №1. Клиент симптомы способен вызвать у себя сам. Фактор «Х» существует!

Далее. Что конкретно для появления симптоматики делает Сергей? Новый эксперимент!
Клиент вновь ходит, всматриваясь в предметы, по комнате. Но условие: ни о чём серьёзном не думать! Результат: зрительные эффекты присутствуют в полной мере. Но голова соображает неплохо!
ВЫВОД №2. «Каша в голове» вызвана слишком интенсивной интеллектуальной работой!

И ещё один эксперимент!

Сергей ходит, интенсивно соображает. Но взгляд рассеянный. Мышцы глаз расслаблены. Как и ожидалось, интеллектуальная усталость присутствует, но со зрением всё окей!
ВЫВОД №3. Зрительные спецэффекты – это ни что иное, как последствие перенапряжённого взгляда.

Даём домашнее задание: доказать/опровергнуть полученные выводы в реальных супермаркетах. Минимум 5 посещений магазинов за неделю с подробным отчётом. Желаем Сергею ни пуха ни пера!

Выводы

Как видите, ничего сверхъестественного. Никакой вытесненной агрессии, травм, происшедших в пренатальном периоде, нарушенных «порядков любви» и треугольников Карпмана. Скучно, девушки…

Хотя… На любителя! Вот я – точно любитель! Интере-есно! Кстати, нет ни одной профессии, где можно проводить эксперименты на живых людях, причём при полном добровольном согласии этих самых людей, плюс тебе за это ещё и платят! А в конце – даже благодарность можно получить!