«Веселые» сны о cмерти и их смысл

Dance macabre.

Внимание: сон довольно страшный. Статья не рекомендуется к прочтению лицам, переживающим танатофобию или имеющим неустойчивое психическое состояние.


Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже всматривается в тебя.

Золотые слова Ф. Ницше. И как показывает история, он знал, что говорил. Я тоже немного разбираюсь в чудовищах и в безднах. В силу профессии, мне ежедневно приходится вести сражения с проявлениями панических расстройств, фобий, депрессий и т. д. А за каждой такой проблемой, если всмотреться повнимательнее, явственно вырисовывается всем известная бездна. Имя её – Смерть.

Любая фобия ни что иное как судорожная попытка убежать, удалиться от этой пропасти. Депрессия же часто несёт иной посыл, зачастую с желанием туда шагнуть…

Скажу по секрету: бездна не только всматривается, но иногда и коммуницирует. Например, посредством сновидений. Обычно с целью чему-то научить. Мой недавний опыт был весьма показателен…

Снится, значит, мне типичная классная аудитория в некоей школе. (Намёк от бессознательного, мол, сейчас будет тебе урок, mon ami). Захожу туда и замираю в изумлении. Ведь ученики за партами – сплошь мёртвые люди!
Очень интересный зрительный эффект: увидеть их можно только периферическим зрением. Вот так взять и сфокусировать взгляд на ком-то не выходит, ибо персонаж сразу же растворяется в пространстве.

И главное, все такие весёлые, галдят… Среди них я узнаю (по характерной шапке-ушанке) умершего лет 30 назад соседа — деда Илью. Отпускаю ему шутку, касательно некоторых пикантных подробностей его жизни.

Веселье достигает апогея. Настолько, что все присутствующие, включая меня, пускаются в странный танец. Что-то вроде хоровода. Только с подпрыгиваниями и зависанием в воздухе. Я никогда в своей жизни, подчёркиваю: НИ-КОГ-ДА, и близко не испытывал подобной весёлости и беззаботности. Тотальная безудержная безмятежность в смеси с ликованием.

Кто-то сзади мне нашёптывает: «…Не существует большего веселья, чем танец с мертвецами».

Запыхался. Подхожу к учительскому столу, за которым сидит сам директор школы. Пытается со мной советоваться. Он немного в шоке от происходящего, не может понять, а сам-то он жив или уже «того»? Я восклицаю:

– Но это же элементарно! Ты ИХ видишь?
– Конечно, – отвечает директор.
– Значит, ты умер. Мои поздравления!

А на входе в класс разворачивается новое действо. Прибыли две новенькие. Пожилые женщины, недовольные лица. По всей видимости, из-за того, что дорога сюда была неприятной. Их встречает высокий и очень худой черноволосый мужчина. Дарит одной из них букет цветов. Вторая тоже не остаётся без внимания. Движением фокусника мужчина выдёргивает цветок из подаренного букета и с поклоном его ей вручает. Все смеются. Польщенные дамы улыбаются.
Я догадываюсь, КТО этот мужчина, какова его роль здесь. Покидаю аудиторию. Впрочем, никто меня и не держит. Урок окончен.

Просыпаюсь. Ночь. Жутковато. В мышцах ещё присутствует послевкусие от танца. Ввожу в Гугле запрос «танец с мёртвыми» и офигеваю. Второй раз за ночь. Потому что сразу выскакивает репродукция картины «Пляска смерти» Михаэля Вольгемута, 1493 год. Это именно ТОТ САМЫЙ танец. Я его узнал, ошибки быть не может.
Учитывая, что картина рисовалась более чем полтысячи лет назад, то, очевидно, бездна уже многим открывала эту свою часть.

И почему-то мне кажется, в далёком прошлом люди гораздо дальше заходили в своих исследованиях, чем наши современники. И, соответственно, страха было гораздо меньше. Если размышлять логически, то и взаправду, Dance Macabre – вершина беззаботности. Ведь всё, что могло быть источником тревог, при данных обстоятельствах не имеет смысла.

Что же касается моей скромной личности, то я продолжаю всматриваться в бездну. А она – в меня. Каждый день. Просто работа такая. Посмотрим, что приснится в следующий раз.