Александр – мой друг. Он медик по образованию и призванию. А ещё любит со мной спорить на психологические и психофармакологические темы. Вот отрывок из нашей недавней дискуссии.
«Почему ты, Алексей, – говорит он мне, – катишь бочку на транквилизаторы с антидепрессантами? Ну есть же научно доказанный эффект от их приёма! И ты прекрасно об этом осведомлён!
Более того, я тебе один страшный секрет открою. Среди сотни моих коллег-психиатров нет ни одного, кто не прописывал бы сам себе психофарму, скажем, в момент тягостных раздумий о судьбах Родины… Понимаешь, Алексей, если даже продавцы употребляют свой товар, то он чего-то стОит, верно?
И все эти побочные эффекты, привыкание с зависимостью – вопрос времени. Ведь ведутся активные исследования. Пройдут годы, ну пусть десятилетия, в конце концов изобретут транквилизаторы и АД, вреда от которых будет не больше, чем от парацетамола!
Предпочитаешь работать без медикаментов? Прекрасно, продолжай в том же духе! Но зачем наводить бросать тень на ВСЮ психофарму? Не понимаю тебя…»
«Дорогой Александр! Психофармакология – конкурент психотерапии. Мой конкурент, если хочешь. Да, признаю: я испытываю самые настоящие конкурентные чувства.
Нет, это не бездумная аннигиляционная агрессия, каковую ты можешь наблюдать у приверженцев антипсихиатрии. Ничего запрещать я не хочу. А вот потеснить психофарму с Олимпа – считаю своим долгом.
Понимаешь, все годы, что я учился, нам втюхивали, что психотерапия годится только для лечения депрессий максимум средней степени выраженности. И совершенно неприменима для тяжёлых. А что оказалось? Очень даже применима!
Причём эффективность такая же, что и при лекарственном подходе. Ну только немного дольше нужно ждать результата. Знаю, тебе известны эти НЕДАВНИЕ исследования КПТ.
И вот ведь обидно! Исследования-то НЕДАВНИЕ! Потому что проведение экспериментов требует денежных ресурсов. Лишь недавно удалось наскрести денег кптэшникам, чтобы провести свои изыскания и доказать эффективность метода.
Или вот, смотри, BMJ опубликовал исследование «Музыка vs Транквилизаторы». Оказалось, прослушивание определённой музыки снижает нервозность и беспокойство у пациентов в пред- и послеоперационный период не хуже, чем мощный транк мидазолам.
Это я к чему? Куда ни ткни, везде находим немедикаментозные аналоги фармы. Эффективные и без побочки. Вот банальная музыкотерапия! Представь, что будет, если в изучение всех этих гипнозов, EMDR, ЭФТ, КПТ, а также гештальтов с психоанализами вливать хотя бы четверть госдотаций и частных средств, что нынче поглощает твоя хвалёная психофарма!?»
Александр мне пока ничего не ответил. Ждём-с… Кстати, интересно: а вам, дорогие друзья, чья аргументация ближе по духу?
P.S. Вот ссылка на статью про мидазолам: