Клиентское «спасибо» в конце сеанса – скорее дань вежливости, нежели истинное чувство. Но это и понятно: качественная психотерапия – не прогулка по диснейленду. Приходится ведь затрагивать болезненные темы, доставать травматический материал и ещё много чего…
Даже если психотерапевт делает свою работу деликатно и с безграничным уважением к личности, всё равно – эпизодов причинения дискомфорта не избежать. Ну и, следовательно, ответных гневных чувств (и действий) со стороны клиента.
Исидор Фром утверждал, что агрессия к психотерапевту за доставленные неприятные минуты проходит ближе к концу терапии. Когда симптоматика уже позади… К сожалению, не всегда.
Одним из наиболее «благодарящих» клиентов был Т., предприниматель, 25 лет. Обратился на терапию в связи с сильнейшим страхом глотать твёрдую пищу. Его близкий друг подавился орешком на общем празднике (ситуация чуть было не закончилась трагически).
У особо впечатлительных людей, которым довелось наблюдать подобное, может развиться настоящий невроз. Сначала зарождается мысль: «А вдруг и мне в трахею попадёт кусок непережёванной пищи?!» Через время к мысли подключается мускулатура горла. И человек начинает испытывать спазм и трудности с глотанием.
Ну да, пришлось прорабатывать с Т. все эти «флэшбэки» с посиневшим от нехватки кислорода приятелем. Это необходимо, хотя и дискомфортно. Клиент преодолевал данный этап со «спасибо вам!» на устах.
Различные упражнения для горла, в том числе связанные с контактом с этой «ужасающей» твёрдой пищей… Ещё дискомфорт. Впрочем, сопровождаемый неизменными словами благодарности…
И вот всё плохое позади: Т. нормально и с удовольствием может есть и пить. Однако… Не приходит на последний сеанс. Агрессивненько так. Без предупреждения.
Сначала переживаешь: а вдруг, не дай бог, автокатастрофа?! Но телефон в режиме «абонент разговаривает». Жив-здоров, значит. Хорошо.
Но то, что не перезванивает – обидно. Пропало дефицитное вечернее время. А мог бы записать другого клиента либо отправиться в спортзал… Что ж. Выходит, не справился со своими агрессивными импульсами человек. Заставил психолога и поволноваться, и рассердиться, а также лишил заработка. Плюс игнорирование. Грустно, досадно, ну да ладно.
Спустя 3 года – звонок…
– Здравствуйте, Т. Да, я вас узнал… Искренне рад, что у вас никаких проблем с глотанием… Хотите проработать другую проблему? Конечно. Кстати, вы не явились на последнюю встречу. Назначили её тогда и исчезли… Ах, вы подумали, что психотерапия закончена? Нет, я не мог такого сказать… Окей, оставим это в прошлом. У меня появляется окно в сессиях 21-го. Нужно приступить побыстрее? В принципе, можем 14-го утром.
14-е, 9-00 по одесскому времени.
Подзатянувшееся ожидание. Очередной звонок. «Занято». Неужели снова?! Да, увы.
Утро 20-го.
– Здравствуйте,Т., не ожидал вас уже услышать. Перенести завтрашний сеанс на следующую неделю? Хотите успеть сходить к экстрасенсу? О, боже… Слушайте, но мы не договаривались на завтра, а назначали встречу на прошлый четверг! Вы не явились, а я к вам не дозвонился… Нет, я точно помню, на какой день была договорённость… Очень жаль, Т., но мы больше не сможем сотрудничать. Точнее, я не буду вас записывать к себе на психотерапию… Это уже вам решать, к кому записаться… Не стоит благодарностей. Всего хорошего!
Думаю, все усвоили свой урок. Т. получил адекватную обратную связь на своё поведение. Психолог же стал осторожнее. Осведомляется теперь у клиентов, говорящих «спасибо» раньше срока, мол, не было ли слишком эмоционально тяжело на сеансе?
А вы, дорогие читатели, как полагаете? Повел ли психолог себя правильно? Или ему следовало поступить иначе? Понять и простить? Быть может, поднять вопрос об оплате пропущенного сеанса? Или ещё что-то…