Агрессия и жизнь. Часть 1

Психосоматика подавленной агрессии.

Разница между американцами и русскими такова, что первый сошлется на головную боль, чтобы не пойти на вечеринку, в то время как у русского действительно заболит голова
Пол Вацлавик, хороший психолог

Написать статью про агрессию меня вдохновила одна особенность моей практики как психолога и психотерапевта. Так уж получается, что со многими клиентами тематика работ – подавленная, сдержанная, вытесненная из сознания агрессия в тех или иных ее формах.

Вы спросите: какие формы она приобретает? Что ж, диапазон проявлений такой «вытесненной в бессознательное» агрессии, с которыми приходится сталкиваться в психологической работе, довольно широк. От банального простого замешательства (скованности), появляющегося, например, во время того, как кто-то лезет без очереди, неспособности сказать «нет» (да так, чтобы послушались!) и до более сложных случаев, проявляющихся в виде «неуместного и необъяснимого» тремора рук в самые неподходящие моменты, нервных тиков, выдергивания волос и т.д.

Однако сначала я забеспокоился. Ведь в психотерапевтической работе такая «глобальность темы» может возникать, если у психолога у самого какой-то кусочек этой проблемы не «проработан». И ему кажется, что он видит соломинку в глазу у своего клиента, а на самом деле это лишь его «родное бревно». Касается ли это меня? Думаю, лишь отчасти. Ведь с некоторых пор тема агрессии – это, по большому счету, одна из компетентных областей моей работы.

Так в чем же причина? Как можно объяснить то, что тема сдержанной агрессии имеет такой распространенный характер? Не думаю, что это просто совпадение. Особенно для нашего региона.

Но наш оппонент может воскликнуть: «А какое отношение сдержанная агрессия имеет к Донбассу? Разве для Донецка это может быть проблемой? Общеизвестно, что Донецк по Украине «славится» более высоким уровнем агрессивности. И каждый, кому приходится путешествовать по городам Украины, подтвердит это: количество стычек и их острота в донецком городском транспорте выше, чем в тех же Одессе, Харькове или Киеве»!

Возможно, жители нашего шахтерского края отличаются большей переносимостью прямой и активной агрессии. Это хорошо, если так. Потому что при таком положении дел ее легче достать из глубин бессознательного, превратив в «мирный атом». C другой стороны, относительно большое количество «мелких» конфликтов может свидетельствовать о накопленной в глубинах бессознательного агрессии.

Как бы там ни было в Донецке, нужно отметить, что тема агрессии вообще очень важна в психотерапии, не случайно многие уважаемые мною авторы, в частности, З. Фрейд, В. Райх, А. Лоуэн, Ф. Перлз и др. считали, что гнев – это эмоция, которая исцеляет (при правильном к ней отношении). И я разделяю их мнение, что патологическое сдерживание ЛЮБЫХ эмоций (не только гнева и раздражения) – это вообще важная особенность нашей культуры.

Думаю, что многие из читателей уже насторожились и готовы спорить со мной, приводя в пример Будду, Иисуса Христа, да и вообще идеалы гуманизма и человеколюбия. Я же попрошу: не спешите. Почитайте еще, дальше будет интересней. И, быть может, вам станет более понятной причина угнетенного состояния, больного желудка, разрушающихся зубов (я не шучу – вытесненная агрессия часто играет здесь не последнюю роль) или гипертонической болезни у вас или близкого вам человека…

Мое отношение к агрессии

В Википедии агрессия определяется как умышленное причинение вреда иным лицам (или себе: аутоагрессия). Агрессия сопровождается эмоцией гнева в разной степени проявления: от раздражения до бешенства. Эти (и некоторые другие) эмоции в народе носят название «негатива». Да и само слово «агрессия» носит довольно негативный смысловой оттенок, согласитесь, так уж водится – разозленный человек, по умолчанию является «плохим», отрицательным.

Я так не считаю. И своим клиентам люблю повторять: «Когда человеку жарко – он потеет. Когда человеку плохо, дискомфортно – он (обязательно!) злится, становится агрессивным». И в этом плане злость, гнев – замечательная сила, которая по замыслу создателя как раз и появляется, чтобы «исправить» дискомфорт. Вообще, я с большим уважением отношусь к эмоции гнева: как у других людей, так и у себя.

Тем не менее, от «негатива» многие пытаются избавиться, равно как и помочь другим выйти из этого состояния (в том числе тупо заменив его «позитивом»), не обращая внимания на причины появления того же раздражения. Для того чтоб не заметить, вытеснить, сдержать этот «негатив» и раздражение, существует целая индустрия различных развлечений, алкогольная промышленность, на это направлена общественная мораль, религия и т.д. Вспомните, к примеру, «рекомендацию» подставлять левую щеку, если ударили по правой…

Я как-то выразил свое уважительное отношение к агрессии одной своей клиентке, страдающей депрессией. И она сказала, что это «слишком хорошо» для агрессии. По ее мнению, мне недостает осуждения, которого, несомненно, заслуживает сей «позор и большое недоразумение человечества».

И слава Богу, что недостает! Ведь именно поэтому лично я не склонен к депрессиям! Ибо сдержанная и вытесненная в бессознательное злость всегда приводит к каким-то неприятным последствиям для человека. К каким именно? Читайте далее!

Гештальт-терапевтическое определение агрессии

Сейчас я дам определение агрессии, не замутненное моралью. Оно отличается от того, что находится в энциклопедическом словаре и даже может показаться вам несколько необычным. В чем его необычность? В том, что каждый, кто его слышит, рискует стать чуточку здоровее, активнее и целостнее. Проверено на практике.
Но для начала давайте создадим подобие фундамента, на котором мы построим наше определение. Фундамент будет состоять из трех китов.

  1. Человеку, для того, чтобы жить, развиваться и размножаться, НЕОБХОДИМО БРАТЬ из внешнего мира ресурсы. Например, те же пища, воздух… И то, и другое необходимо для снабжения организма энергией, для «строительства» клеток и пр.
  2. Для этих же естественных целей человеку НЕОБХОДИМО не только брать, но и ПЕРЕСТРАИВАТЬ ПОД СЕБЯ упомянутые ресурсы так, чтобы они смогли быть «взятыми» и использованными во благо. Например, мясо может быть переварено и усвоено, если только оно должным образом приготовлено, пережевано в кашицу и смочено слюной. «Неприспособленные», неадаптированные ресурсы практически бесполезны. Уверен, вы понимаете, что я имею в виду.
  3. Также НЕОБХОДИМО из упомянутых ресурсов УДАЛИТЬ ВРЕДНЫЕ КОМПОНЕНТЫ/СВОЙСТВА. Если продолжить наш пример с мясом, то предполагаемое блюдо, вы согласитесь, не должно содержать шерсти, желчи и т.д. Противный пример, не правда ли? 🙂

А теперь, определение – в студию!

Итак, агрессия – это любое поведение человека, связанное с попытками обращения за ресурсом к окружающей среде, либо ее перестройки в соответствии со своими нуждами, а также удаления из нее чего-то «неудобного».

Следовательно, человек, который нуждается, который «голоден», по определению агрессивен! Да, когда человеку жарко – он потеет, когда дискомфортно – злится!

Помните, пару абзацев выше я упомянул одну клиентку (кстати сказать, ее депрессивные состояния на сегодняшний день остались в прошлом). Так вот, она, читая данное определение, с возмущением заметила, что в моей интерпретации совершенно не хватает гуманности, человеколюбия и «ощущения единения с миром». Потому что человек, который чувствует это «единение с мировой душой», не будет агрессивным. Он не будет употреблять в пищу «братьев наших меньших», и он должен стать вегетарианцем! И он обязан подставлять другую щеку!

Ох уж эта «мировая душа»! Ох уж это «единение»! Хотя что-то есть в ее словах. Как человек и как психолог скажу, что именно единение и сочувствие (у некоторых, правда, страх штрафа или лишения свободы) позволяет нам нормально и счастливо сосуществовать друг с другом в этом мире. Но не в такой же степени – путем отречения от своей сущности, от своего тела! Давайте оставим это святошам и другим невротикам.

«Почему же сразу невротикам?! Какое отношение к неврозу имеет вера и религия?!»,– кто-то может спросить обиженно. В этом месте я буду достаточно настойчив, резок и, если хотите, агрессивен – по разным соображениям: и из-за конкурентных чувств по отношению к служителям культа (почему бы и нет!), а также из-за сопереживания некоторым своим клиентам, чьи родственники попали в секту. Но если религия заставляет отвернуться от естественной природы человека, то это не вера, а невроз. И агрессия, как и данные Богом (если хотите, то эволюцией) зубы, – это часть человеческого естества. Далее я подробно покажу, откуда и как берется невроз «беззубости». И да простят меня толпы людей, ходящих по улице с разговорами «о Боге» и подменяющих глубокую, осознанную веру своими нерешенными душевными конфликтами. Ведь, как говорил дедушка Фрейд, невроз – штука заразительная…

Последствия сдерживания гнева и подавления агрессии

Давайте-ка изобразим сейчас некоторого человека. Пусть это будет, так сказать, «среднестатистическая» женщина по имени Ольга. Подчеркиваю, это полностью вымышленный персонаж. Тем не менее, каждый из нас может найти некоторое сходство с психологией и с реакциями, которые я сейчас буду подмечать у Ольги.

Итак, Ольга в течение дня неоднократно оказывается в стрессовой, агрессивной среде, пребывание в которой связано с ощущением дискомфорта. Значит, в любой из перечисленных ситуаций, то ли это:

  1. Муж Ольги взял привычку не бриться на ночь. (Мужу-то хорошо, но Ольге ощущение колючей щетины во время занятия любовью – неприятно).
  2. Сын «отличился» поведением и Ольгу вызывают в школу. (Теперь, вместо того, чтобы посмотреть телевизор дома, предстоит поход в школу).
  3. Старенькая свекровь серьезно заболела и требует внимания. (Теперь надо ухаживать за свекровью, помогать ей мыться и т.д. И вообще, придется существенно изменить привычный образ жизни).
  4. У Ольги на работе ввели «дресскод». (И теперь ей нужно приходить на работе в строгой деловой одежде, а не в любимых удобных и мягких джинсах).
  5. В 11 вечера на скамейке возле подъезда молодежь устроила гуляния. (Они веселятся и галдят, слушают музыку из мобильных телефонов, девушки пищат от удовольствия, Ольге же довольно сложно заснуть).

Итак, в любом случае у Ольги НЕОБХОДИМО будут появляться раздражение, гнев – природная энергия, генерирующаяся организмом с целью переработки или устранения неудобств. Причем независимо от желания самой Ольги. Ибо так устроен живой организм, психика.

Однако, Ольга может молча терпеть все вышеперечисленные тяготы судьбы. Так, она может останавливать себя разными чувствами (а как правило, агрессия останавливается страхом, виной или стыдом, или всеми тремя чувствами одновременно), мыслями, убеждениями или верой. Например, в ситуации с небритым мужем или с сыном она, начитавшись умных книг по психологии отношений, может сказать самой себе: «Ведь не ссориться же по такому пустяку?». В ситуации с больной свекровью тем более злиться «нельзя». «Нормальный человек не должен сердиться на старого, больного человека. Ведь не по своей вине она заболела. Таков уж ее и мой крест», – убеждена Ольга. На работе Ольга покорно подчиняется из-за страха увольнения. В ситуации с разбушевавшимися подростками праведный гнев Ольги может парализоваться чувством бессилия.

Заметьте, я не собираюсь давать оценку поведению Ольги, говорить, что оно «неправильно». Нет. Быть может, в той или иной ситуации как раз Ольгина реакция, а не какая-то другая, является наименьшим из всех зол. Здесь я лишь хочу сконцентрировать внимание на некоторых возможных психологических и социальных последствиях подавления агрессии. Иными словами, на «плате по векселю» за сдерживание эмоции гнева. Вот какова плата:

  • Постепенное ухудшение качества жизни. Это и понятно. Человек, подавляющий появляющееся (как мы выяснили, вследствие ощущения дискомфорта) чувство гнева, как бы «соглашается» на этот дискомфорт. Со временем происходит адаптация организма к новым условиям, гнев вытесняется в бессознательное, человек же просто перестает замечать и раздражение, и саму неблагоприятную обстановку.

Хорошей иллюстрацией сказанному может быть фильм Ларса фон Триера «Догвилль», где главная героиня фильма, безропотная, скромная девушка Грэйс, взамен на приют и спасение от гангстеров, сначала соглашается работать на жителей города на общественных началах. Все бы хорошо, но постепенно, запросы обитателей Догвилля возрастают, и они просто таки садятся на шею Грэйс, превратив ее в настоящую рабыню, включая сексуальную эксплуатацию…

  • Пониженный энергетический тонус. Организм, сталкиваясь с дискомфортом, тратит ресурс на то, чтобы выработать энергию, которая, по «наивным воззрениям» организма, должна быть направлена на устранение дискомфорта. С другой стороны, вырабатывается энергия, необходимая для удержания агрессии. Со стороны это похоже на то, как водитель жмет на газ автомобиля и при этом ручной тормоз включен. Получается, что происходит двойной расход ресурсов: на «автоматическую» выработку агрессии по причине страдания, а также на контейнирование агрессивных импульсов внутри себя. Заметьте, на держание «хорошей мины при плохой игре» организм расходует энергию по силе превышающую ту, которая возникла как реакция на стресс.
  • Психосоматические расстройства. Сдерживание гнева – это лишь полбеды. Настоящая беда может наступить, когда агрессия перестает осознаваться, замечаться. То, что человек зарыл, как страус, голову в песок и не замечает своего сдержанного гнева, совсем не означает, что агрессия исчезла, а энергия гнева растворилась. В отопительной системе, повышенное давление пара может найти и разрушить «слабое звено». Так и энергия невыраженного гнева «находит» внутренние органы, нарушая их функционирование. Пострадать может что угодно, в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Необходимо отметить, что психосоматика – распространенное явление, по данным статистики, на амбулаторном приеме она отбирает около 50% времени врачей.

Вот «классическая семерка» психосоматических заболеваний, в которых роль психологических факторов считается абсолютно доказанной: язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, гипертония, сахарный диабет, нейродермиты, ревматоидный артрит и язвенный колит. Близко к этой семерке подходят: ишемическая болезнь сердца, миома матки и др.

  • Аутоагрессия (агрессия по отношению к себе). В принципе, психосоматика, развивающаяся на почве вытесненной злости – по сути также является аутоагрессией. Но здесь я имею в виду классические проявления аутоагрессии, описанные в психологической литературе: склонность к рискованному поведению (например, агрессивное вождение машины, рискованный секс, тяга к экстремальным видам спорта, оттягивание визита к врачу и, соответственно, «запускание» болезни), а также осознанное (суицидальные попытки) или неосознанное («случайно» порезал палец ножом, третий раз подряд попал в аварию) нанесение себе повреждений различной тяжести. Вообще, природой не предусмотрено то, чтобы живой организм злился на себя. Это нонсенс. Злость – это всегда ответ на раздражитель, который классифицируется организмом как внешний, чужеродный. Но у человека такое перенаправление энергии, случается в порядке вещей.
  • Взрывчатость, жестокость, компульсивное отреагирование. Впрочем, не у всех людей вытесненная в бессознательное агрессия находит свой орган для «съедения». Возможна ситуация, когда накопившийся гнев вырывается на поверхность, как баллистическая ракета. И горе тому, кто оказывается под рукой.

У Грэйс из фильма «Догвиль», которую я упомянул выше, «взрывчатость» выразилась в том, что она приказала расстрелять жителей всего города, включая женщин и даже грудного младенца. Их и расстреляли…

  • Страхи (фобии) и тревога. Невыраженная (например, из-за вины или страха) агрессия имеет чудесное свойство: проецироваться на других людей. В смысле, человек, не замечая пламя гнева внутри себя, может постоянно улавливать его отблески в глазах почти каждого встречного. Ну и тогда человек, вместо себя (сам-то он теперь весь в белом) начинает бояться уже других людей. Не спасаются от проекции животные и даже предметы. Фриц Перлз считал, что в большинстве случаев боязнь собак проистекает из-за проекции собственной агрессивности на невинных животных. Психотерапевты частенько сталкиваются со случаями, подобными описанному Перлзом.

Одного человека преследовал страх, что однажды он будет убит свалившейся с крыши черепицей. Он старался не ходить вдоль домов и, забредая на проезжую часть, испытывал повышенный риск быть задавленным машиной. Его, естественно, невозможно было убедить в том, что шансы быть убитым черепицей составляют один к миллиону. Однажды он принес мне газетную вырезку и с триумфальным видом показал, что какой-то человек был убит черепицей: «Вы видите, я был прав; такие вещи действительно случаются». Он искал «доказательства» и нашел-таки одно; в конце концов, его страх растворился после того, как он избавился от проекции своего специфического желания высовываться из окна и кидать камни в тех, кто поступил с ним «несправедливо».

  • Хроническое чувство вины, обида. Среди психологов существует мнение, что оба чувства являются побочным эффектом отравления организма невыраженной агрессией. Собственно, я не берусь утверждать, что стоит только сдержать агрессию, как появится чувство вины либо обида. Не обязательно. Каждый сходит с ума по-своему: кто-то начинает бояться собак, кто-то несется к хирургу, чтобы что-то отрезать. Но опыт работы психотерапии показывает некоторую двойную зависимость. Как только человек становится способным осознавать свой гнев, а еще лучше – аккуратно направлять энергию злости, чтобы отстоять себя, чтобы улучшить условия своего существования, как самообвинение становится менее токсичным. Верно и обратное. По мере проработки чувств вины или обиды, становится возможным осознание и выражение раздражения и гнева…

И это далеко не все проявления подавления и вытеснения из сознания чувства гнева. Однако, моей целью не является просто перечислять различные психологические симптомы. Да и вам, дорогой читатель, наверняка хотелось бы получить кое-какую практическую информацию о том, «кто виноват и что делать». Этому и посвящена вторая часть статьи.