Продолжим проводить аналогии между депрессией и онкологией (см. первую часть статьи). И сегодня на очереди разговор о следующем «депрессиогене».
Напомню, депрессиогеном я называю некий продукт, как правило информационный, воздействие которого на психику вызывает депрессию – психологический рак. Аналогично тому как канцерогены вызывают рак «обычный».
На мой взгляд, самыми коварными являются «вкусные канцерогены»:
- Трансжиры (маргарин, кондитерский жир и пр.);
- Продукты с высоким гликемическим индексом (например, кристаллический сахар).
Да, есть множество доказательств тому, что их избыток в употребляемой пище способствует появлению воспалений, что увеличивает риск возникновения онкологии.
И вот же какая хрень! Являясь по своей сути чуть ли не вершиной противоестественного, они таки обладают энергетической ценностью! И на вкус почти идентичны действительно полезным и ценным природным соединениям!
Поэтому неудивительно, что наш язык может не замечать подвоха и даже развить соответствующую тягу к употреблению. До поры до времени…
Я думаю, что психологическим аналогом «вкусных канцерогенов» является… Как бы это назвать… О, придумал: депрессиоген «Дейл Карнеги»!
Да-да! В честь того самого, кто выпустил в свет бестселлер «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей». Вспоминаю молодость – какой же у нас в старших классах был на эту книгу ажиотаж!
Книга, на первый взгляд, обычная. О том, как манипулировать людьми. Как добиться от людей желаемого, играя на свойственных им слабостях и потребностях. Вроде ничего нового, да? Достаточно вспомнить труды Аристотеля или Макиавелли. Но Карнеги своих предшественников переплюнул. Причём дважды.
Во-первых, материалом для его манипуляций стали самые тонкие и трепетные грани человеческой души – потребность в близости, признании, сопричастности и даже любви.
Во-вторых, ему в достаточной степени удалось избавить свой труд от тяжёлого духа цинизма. Всё радужно, пропитано идеалами человеколюбия, и даже если это технологии по изменению человека (очевидно, ради своих хотелок), то обязательно «не нанося ему обиды и не возбуждая негодования».
Наше тело нуждается в «строительном материале» – высококачественных белках, жирах. Ему же подсовывают внешне привлекательный, но канцерогенный суррогат – фастфуд, напичканный трансжирами.
Наша душа нуждается в любви, понимании, заботе и признании. Однако нас ждет депрессиоген «Дейл Карнеги». Эгоизм, страх, алчность, поверхностность, безразличие и прочие душевные яды, но теперь почти неотличимые от дружелюбия, уважения и принятия.
Чувствуете разницу между «подружиться» и «приобрести/завоевать друзей»? Не знаю как вы, но я точно не хотел бы, чтобы меня кто-то приобрёл, как вещь, или завоевал.
Итак, депрессиогеном №1 в мире является БЕЗРАЗЛИЧИЕ, МАСКИРУЮЩЕЕСЯ ПОД ДУШЕВНОСТЬ (тепло, радушие, интерес, близость и т. п.)
Только Фейсбук чего стоит. Захожу на личную страничку одного психолога. А тот спрашивает читателей, мол, дорогие, какие материалы вы хотите видеть на моей странице? Каждый пост заканчивает словами: «Каково ваше мнение?» Вроде бы забота, желание угодить. Интерес… Косвенные же признаки указывают, что свою страницу он вообще не читает. И, кстати, не пишет. Её ведут нанятые литературные негры.
Или некая блогерша заявляет: проведу бесплатный вебинар, только если насобираю тысячу лайков… Приятно, что Фейсбук придумал как оценить количество признания с математической точностью! Ха-ха три раза.
И такого душевно-канцерогенного добра вокруг нас хоть отбавляй. Понятно, что не Фейсбуком единым. И судя по тенденции, это только цветочки. Что ж, депрессий, следовательно, будет тоже больше, увы…
А закончить сей опус я хочу бессмертными словами Омара Хайяма: «Ты лучше голодай, чем что попало ешь, и лучше будь один, чем вместе с кем попало».