Симптомы панической атаки.
По данным статистики, около 2,3% населения планеты страдает от внезапных приступов паники без видимых на то причин. Люди, с которыми происходит эта ужасная катавасия, вдруг окунаются на короткое время (до 30 минут) в состояние крайней ажитации, сопровождаемой некоторыми из следующих симптомов:
- мучительные телесные ощущения (например, сердцебиение, боль в груди, покалывание в руках или ногах, чувство удушья, одышка, обильное потоотделение, жар и холод, дрожь);
- полуобморочные состояния (слабость, головокружение);
- дереализация – ощущение нереальности происходящего;
- страх сойти с ума, потерять контроль над собой или умереть (например, от сердечного приступа).
Это состояние получило название панической атаки. Пережив такое пару раз (иногда, впрочем, достаточно и одной панической атаки), люди начинают замечать неприятное «продолжение» в виде постоянного беспокойства, что приступ повторится. У некоторых появляется волнение по поводу деятельности сердца либо того, что наметился «сдвиг по фазе», как в приведенном ниже примере:
К. рассказала, что до того, как начались ее нынешние трудности, она вела нормальную и счастливую жизнь. Два месяца назад вечером она внезапно почувствовала, что ей тяжело дышать. Сердце заколотилось, и ее бросило в холодный пот. Все вокруг стало казаться нереальным, ноги налились свинцом. К. испугалась своего состояния и попросила мужа вызвать скорую. В больнице врачи нашли результаты ее обследования (пульс, анализ крови, электрокардиограмму и пр.) совершенно нормальными. К. решила выкинуть этот эпизод из головы и продолжать свою обычную жизнь.
Однако четыре недели спустя К. пережила второй похожий приступ, когда готовила дома ужин. Ее физическое состояние снова оказалось в норме. В течение последующих нескольких недель она испытала четыре приступа и заметила, что постоянно думает о том, когда же наступит очередной. Приступы продолжались, и К. стала бояться наступления темного времени суток. А чтобы не оказаться перед лицом страха одинокой и беспомощной, она просила мужа оставаться с ней вечерами дома. Посещение кинотеатров, вечеринок и ужинов с друзьями прекратилось из-за страха, что приступ повторится.
Обычная жизнь пострадавших от панической атаки претерпевает серьезные изменения. Кто-то начинает планировать каждый свой шаг, исходя из того, что приступ может начаться в любой момент. Многие же начинают избегать ситуаций, которые, по их мнению, могут вызвать повторный приступ (транспорт, супермаркет, лифт). Многие клиницисты считают, что большая часть случаев агорафобии (страха перед посещением общественных мест) возникает под влиянием приступов паники.
Вполне закономерно, что постоянное эмоциональное напряжение, «накручивание» самого себя приводят через некоторое время к новой панической атаке и еще большей последующей тревоге.
В попытках понять свое состояние, жертвы панических атак обращаются к врачам. И, пройдя обследование, а также получив заключение, что с сердцем и другими органами все в порядке, «больные» в замешательстве вопрошают: «Доктор, что со мной!?». А вот с этого места начинается самое интересное!
Паническое расстройство или вегетососудистая дистония?
Собственно, в подобных ситуациях наши врачи обычно ставят один из двух диагнозов:
- вегето-сосудистая (нейроциркуляторная) дистония (ВСД);
- паническое расстройство (ПР).
Да, слово «наши» я выделил курсивом не случайно. Зарубежные медики не ставят диагноз «вегетососудистая дистония». Такого заболевания/расстройства нет в международных классификаторах болезней МКБ-10 и DSM-IV. А для описанных выше симптомов существует диагноз «паническое расстройство». Но разница не только в словах.
Как гласит Википедия, диагноз «вегетососудистая дистония» описывает соматические неполадки в вегетативной (автономной) нервной системе. То есть, корень проблемы – физиологические нарушения. Дескать, психологические проблемы возникают позже, как следствие.
Диагноз «паническое расстройство» в международном классификаторе болезней 10-го издания расположен в графе «Психические расстройства и расстройства поведения». А это означает, что в лечении приступов паники основное внимание надо уделять в первую очередь психике, а не физиологии.
Отсюда и отличия в способах терапии. Так, при паническом расстройстве в качестве основных методов лечения применяют антидепрессанты или психотерапию (кому что нравится). По данным зарубежной статистики, антидепрессанты приносят улучшение до 80% [17], а психотерапия – до 85% [4] пациентов, страдающих данным расстройством.
Для лечения вегетососудистой дистонии, как можно найти в Интернете, назначают транквилизаторы, траву валерианы и пустырника, антидепрессанты, ноотропы, цереброкорректоры, b-адреноблокаторы, витамины… Короче, почти все, что продается в аптеке. Но и это далеко не все. Список можно дополнить весьма дорогостоящими процедурами, среди которых: курортно-санаторное лечение, иглорефлексотерапия, аэроионотерапия, массаж, физиолечение, бальнеотерапия, электросон, электрофорез и даже дельфинотерапия. Что касается статистики эффективности лечения ВСД (заметьте – ВСД, а не панического расстройства!), то история об этом скромно умалчивает. Думается, что намного меньше забугорных 85 процентов.
Предвижу вопрос: «Так что же у меня: ВСД или ПР?». Возможно, это прозвучит странно, но выбор именно за вами. Лично я (выбирая из двух зол) предпочел бы второе, и вот почему:
- паническое расстройство эффективно и относительно быстро лечится;
- оно описано в уважаемых медицинских классификаторах мирового значения;
- за последние десятилетия наука (иностранная) довольно сильно продвинулась в изучении панических расстройств.
Паническое расстройство и физиология мозга. Медикаментозное лечение
К середине 90-х стало доподлинно известно, что в формировании панических атак принимает непосредственное участие уже известный нам (из статьи о депрессии) норэпинефрин, а также богатый эпинефрином небольшой участок головного мозга, называемый «голубоватым пятном».
В экспериментальных исследованиях ученым удавалось вызывать у людей приступы паники а) раздражая голубоватое пятно, б) вводя вещества, которые влияют на активность норэпинефрина.
Значит, регулируя активность норэпинефрина, мы можем регулировать панику. Знакомый с лечением депрессии читатель может вспомнить, что регулировать активность норэпинефрина в головном мозге можно с помощью антидепрессантов. Действительно, так и есть! Для медикаментозного лечения панического расстройства используют именно антидепрессанты.
Как я уже говорил, индивидуально подобранные антидепрессанты облегчают симптомы как минимум 80% пациентов, страдающих паническим расстройством. Приблизительно 40% из них полностью выздоравливают [4]. А так как препараты устраняют или ослабляют приступы паники, больные обретают достаточную уверенность для того, чтобы вновь посещать общественные места.
В то же время самих по себе антидепрессантов не всегда бывает достаточно для преодоления панического расстройства. Эффект может также исчезать после прекращения приема [18]. Кроме того, многие люди не желают глотать химию и терпеть все эти побочные эффекты от антидепрессантов. И тогда на первое место выходит психотерапия.
Психотерапия панического расстройства
Чтобы понимать, как действует психотерапия, необходимо представлять последовательность возникновения первых панических атак, а затем и всего панического расстройства. Вот как обычно происходит:
- Начинается все с травмирующей ситуации. Человек сталкивается с интенсивными эмоциями страха, гнева и пр. (например, смерть близкого человека, налоговая проверка, скандал с любимой тещей, развод). Эмоциональное переживание настолько интенсивно, что оно во всей красе запечатлевается у него в мозгу. Человек будто проглатывает весь этот негатив, отравляясь им. Особенно это касается сдержанных людей и «сильных личностей», которые предпочитают «достойно» пережить тяготы судьбы.
- Далее, ввиду крайней травматичности запечатленного негатива, мозг прячет его в закоулках бессознательного. Человек почти забывает то, что с ним когда-то происходило. Однако он (негатив) не только продолжает существовать, но и на него потихоньку наслаиваются различные неприятности. И однажды простая «соломинка ломает спину верблюду»: случайно увиденная похоронная процессия на улице или обычные сумерки вдруг вызывают совершенно необъяснимую панику. Так случается первая паническая атака.
- Затем все развивается по принципу снежного кома. Неожиданный приступ паники заставляет человека заволноваться о своем здоровье. Эмоциональное напряжение возрастает многократно и, как следствие, приводит к возникновению новых панических атак. Эмоциональное напряжение увеличивается еще больше… Возникает паническое расстройство.
- Дальше – хуже. Организм неверно истолковывает причину паники, приписывая ее возникновение внешним обстоятельствам. Формируются «неправильные» условные рефлексы. Так человек начинает бояться выезжать за пределы своего города, потом района, а затем и своей квартиры… Так появляются фобии, сопровождающие паническое расстройство.
Что примечательно, при паническом расстройстве первопричина панических атак обычно остается незамеченной, она надежно «прячется» за переживаниями о здоровье и фобиями. Сама же паника теперь начинает запускаться вполне обычными телесными ощущениями, на которые человек, будучи в здравом состоянии, не обратил бы и внимания: закололо в груди, вспотели ладошки, замерзли ноги и так далее…
Поэтому психотерапия людей, страдающих паническими расстройствами, состоит из 2-х важных задач:
- снизить тревожную чувствительность – тенденцию концентрироваться на своих телесных ощущениях, переоценивать их значимость и интерпретировать как опасные для здоровья;
- найти, осознать и устранить первопричину панических атак (во избежание рецидива).
Для решения этих задач особенно эффективны техники когнитивно-бихевиоральной терапии, emdr-терапия (ДПДГ) и гипноз: как я уже говорил, психотерапия помогает более 85% обратившихся.
Кстати сказать, такие популярные направления психотерапии как гештальт-терапия, психоанализ или экзистенциальная терапия менее подходят для работы с паническим расстройством. По иронии судьбы, в гештальте и в психоанализе терапевтический эффект достигается за счет повышения чувствительностик себе, к своему телу. А это означает, что клиент может не успеть добраться до первопричины расстройства – его тревожная чувствительность «зашкалит», и он попросту прервет терапию раньше времени.
У меня паническое расстройство! Что делать?
В интернете полным полно рекомендаций о том, как справиться с приступами паники. Но, как показывает практика, они применимы лишь в случае незначительных страхов. При более серьезном течении дел я рекомендую не заниматься самолечением, а сделать такие шаги:
- сперва пройти серьезное медицинское обследование, дабы исключить возможность серьезных органических заболеваний. Естественно, «вестись» на диагнозы вроде вегето-сосудистой дистонии не следует. И если здесь все хорошо, то
- обратиться к психологу/психотерапевту и, если симптомы слишком сильны, то и к психиатру. Психиатр подбирает фармакологические средства (по результатам обследования), чтобы снизить интенсивность тревоги. Психолог помогает вашей психике найти и переработать главную причину панических атак.
Имейте в виду, что если вы остановитесь только на медикаментозном лечении, то есть риск, что вы никогда не избавитесь от страхов окончательно, так как первопричина страданий останется непереработанной.
Аналогично, если вы будете работать только с психологом, уровень стресса может в первое время увеличиваться. И есть риск того, что вы прервете психотерапию раньше, чем нужно для достижения результата. Впрочем, многие все же осознанно выбирают такой вариант, предпочитая «потерпеть» несколько недель.